условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств, направленных на практическое обучение основам церковно-певч. искусства. Сохранились различные типы А. п. В визант. и славяно-рус. певч. традициях самыми ранними из них были азбучные тексты, состоящие из перечисления основных знаков нотации и отдельных мелодических формул; древнейшие - визант. «С Богом начала «мелодем» [т. е. мелодических оборотов, возможно аналогичных попевкам.-И. Л.]» (греч. Σὺν Θεῷ ἀρχαὶ τῶν μελοδημάτων) из Триоди Великой лавры на Афоне (Ath. Laur. Γ. 67. Fol. 159, Х в.,- вид палеовизант. нотации, называемый «Chartres») и древнерус. «А се имена знамянием» (РНБ. Кир.-Бел. № 9/1086. Л. 302, 1-я пол. XV в.,- первая традиция знаменной нотации), с посл. четв. XV в. также «имена знамению столповому». Разъяснению значений важнейших знаков нотации («како именуется коеждо знамение или како поется в коем гласе») посвящен тип А. п., известный на Руси с нач. XVI в. и называемый обычно «сказанием» (подобно визант. толкованию - ἑρμηνεία); в собраниях азбучных текстов за ним следует разд., представляющий собой самое раннее древнерус. толкование попевок - «сказание ино» (ἑρμηνεία ἑτέρα), «како поется которое знамение в коемждо гласе различно» (напр., РНБ. Кир.-Бел. № 662/919, 40-50-е гг. XVI в.). В визант. пападики перечислению знаков нотации и мелодических формул (больших ипостасей - μεγάλαι ὑποστάσεις), а также краткому толкованию знаков отводился первый (вводный) теоретический разд. (προθεωρία). Нек-рые визант. азбучные тексты изложены в форме диалога наставника (διδάσκαλος) и ученика (μαθητής) или в виде вопросов и ответов (̓Ερωταπόκρισις περὶ τοῦ τί ἐστίν ἡ χειρονομία - «Вопросоответник о том, что такое хирономия»; ̓Ερωταπόκρισις τῶν φωνῶν - «Вопросоответник об интервальных знаках»).
Различие путей, по к-рым пошло развитие, с одной стороны, визант. нотации, ставшей аналитической, или интервальной (диастематической; см. Нотация), и, с др.- древнерус. знаменной нотации, включавшей значительное число тайнозамкненных (см. Тайнозамкненность), условных по графике мелодических формул, определило и различия в составе А. п., принадлежащих этим традициям. Разработка визант. теории гласа (ἦχος) отражена в разделах азбук, касающихся принципов организации гласовой системы (῾Ερμηνεία τῆς παραλλαγῆς, Τροχός - «Толкование параллаги», «Колесо» - Иоанна Кукузеля), интонационных формул ( ̓Αρχὴ τῶν κατὰ ἦχον ἠχημάτων - «Начало ихим в соответствии с <каждым> ихосом»), перемен гласа в пределах песнопения (разделы о фторе - Περὶ φθορῶν - Мануила Хрисафа). Первоначально этим явлениям были посвящены нек-рые части трактата «Агиополит», позднее - разделы пападики, а также авторские «методы» (μέθοδοι - «учения») и трактаты (Ксена Корониса, Иоанна Плусиадина, Иоанна Ласкаря, Гавриила Иеромонаха и др.). Свод музыкально-теоретических проблем давался в кодексах под названием «Теоретикон» (Θεωρετικόν - напр., РНБ. Греч. № 782, XVII в.). В нач. XIX в. реформа в области певч. нотации, известная как новый метод, зафиксирована в обобщающем труде митр. Хрисанфа из Мадита «Большой теоретикон музыки» (Θεωρετικόν μέγα τῆς μουσικῆς).
Обучение мелодическим формулам, обозначаемым ипостасями, в виде розвода их простыми интервальными знаками и с подтекстовкой названиями формул, представлено в «Большом исоне» (Τὸ μέγα ἴσον), приписываемом Иоанну Кукузелю, в др. редакции - Иоанну Гликису. Древнерус. аналогом визант. собрания формул стали А. п., называемые обычно «Имена попевкам» (самая ранняя - в составе «Ключа знаменного» инока Христофора, 1604 г.; далее - «Ключ»), «Кокизы», а также собрания фит и лиц (см. Фитник). Принципиальное отличие от визант. прототипа состоит в обилии тайнозамкненных начертаний, что отражено в названиях частей А. п. типа «розвод знамени мудрому и фитам изо всех гласов» («Ключ»). «Имена попевкам» и «Кокизы» включают самостоятельные разделы, направленные на различные учебные задания: выучивание формул, подтекстованных их названиями (иногда рядом указываются фрагменты текста, на к-рый поется попевка); освоение формул в образцах из песнопений (отдельные строки, содержащие данные формулы, рядом с к-рыми могут выписываться их названия,- см. «Ключ»); вокализация формул на отдельные гласные ( - РГБ. Ф. 178. № 875). Особый тип А. п. (по типологии З. М. Гусейновой - «кокизник-толкование»), содержащий развернутое толкование попевок с примерами из песнопений, сложился в XVII в. (одна из его редакций - в «Ключе», другая - напр., в списке 2-й четв. XVII в. РГБ. Ф. 210. № 1). Во 2-й пол. XVII в. появились А. п. с аллегорическим толкованием знамен, вероятно своеобразно продолжившие линию толкований хирономии визант. невм.
Появление в посл. четв. XVI в. новых форм нотации (см. Путевая нотация, Казанское знамя) привело к возникновению А. п., объясняющих значение новых знаков с помощью известного, столпового знамени (по типологии З. М. Гусейновой - «согласник»; «Согласие знамени с путным знаменем» - в «Ключе», «Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» - напр., в списке 1628 г. РГБ. Ф. 37. № 93). Др. формой руководства, служившей той же цели, были т. н. грани (в «Ключе» - «А се путное знамя розведено столповым»). В виде граней составлялись и старообрядческие А. п. демественной нотации.
Разработка рус. муз. теоретиками системы помет, фиксирующих особенности исполнения знамен и их высотное положение в обиходном звукоряде, отражена в А. п. типа «Сказание о подметках» (РНБ. О. XVII. № 19, сер. XVII в.) или в более позднем «Сказании о зарембах» (ГИМ. Син. певч. № 219, 3-я четв. XVII в.). Итогом эволюции традиц. А. п. стало «Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пению» старца Александра Мезенца - обширное руководство, направленное на унификацию исполнения знамен и песнопений в разных певч. книгах. Оно содержит изложение системы киноварных помет и признаков, классификацию знамен по типу мелодического движения, специфические способы исполнения знамен в контексте попевок и разных гласов, собрание строк из Ирмология с розводом тайнозамкненных начертаний простыми знаменами. Традиции «Извещения» были развиты в старообрядческих певч. А. п. (поповского и беспоповского типов). Двойственную функцию обучения «различнознаменным попевкам», а с др. стороны, «знамени нотному», имел «Ключ разумения» Тихона Макарьевского, занявший промежуточное положение между традиц. А. п. XV-XVII вв. и нотолинейными руководствами, связанными с культурой партесного пения («Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого). Подобный тип руководства представляет и греч. трактат Иеронима Трагодиста.
См. также Имена знамению, Имена попевкам, Извещение о согласнейших пометах; Сказание знамению, како поется; Сказание о зарембах, Согласник.